Полы, Стены и изделия из искусственного камня в технике Scagliola

Чем отличается настоящая Скальола от не настоящей.


Из чего делается Scagliola (Скальола, или Оселковый Мрамор)?

Что такое настоящая Скальола, и чем она отличается от подделок?

В этой краткой статье ответы на вопросы, а также некоторые технические подробности.


Когда начинаешь искать информацию о том, что такое Скальола, то сталкиваешься с неоднозначностью сведений и мнений о ней. Разные источники дают разные технические характеристики и подробности о том, из чего и как ее делают. А мастера, работающие в технике Скальола, архитекторы, скульпторы и художники с пафосом твёрдят об «истинной» Скальоле и о «новоделе».


Так что же такое настоящая Скальола, из чего ее делают, где и как ее применяли и применяют?


Я этот вопрос изучал не один год. Меня интересовали как чисто исторические вопросы, касающиеся Скальолы, так и вопросы чисто технические. Когда я только начинал разработку технологий и рецептур получения искусственного мрамора (гранита, самоцветов), то даже не подозревал о существовании Скальолы или Оселкового мрамора. Лишь получив хорошо отработанную технологию и рецептуры, с удивлением узнал, что в среде некоторых архитекторов и узкого круга мастеров высокого класса в области декоративной отделки и штукатурки, то, что я сделал, называют Скальолой или Оселковым мрамором.


Вот тогда-то я и начал изучение Скальолы в том виде, в котором она возникла, или, по крайней мере, той «изначальной» Скальолы, сведения о которой сохранились в письменной форме.


В результате моего изучения этих вопросов был обнаружен такой очевидный факт. В разные времена, в разных регионах Скальолу делали по совершенно разным рецептурами – состав смеси был весьма и весьма различен. Ее химический состав формировался и зависел от того, какие вяжущие вещества, наполнители и пигменты были доступны местным мастерам, а также от того, каковы были их познания в области химии, физики и материаловедения.


Главное, что объединяет все то, что называют Скальолой – это принципы и приёмы получения объёмного окраса массы, которую после ее нанесения и застывания можно отшлифовать, отполировать и получить внешний вид полированного камня (как правило, мрамора).

Есть общеизвестные (общепринятые) методы получения тех или иных видов окраса в технике Скальола. Есть методы и приёмы, которые тот или иной мастер придумывал сам и держал в строгом секрете. Тут ситуация схожа с фокусниками и иллюзионистами. У каждого настоящего фокусника в арсенале есть свои собственные тайны и секреты, и он постоянно работает над придумыванием и созданием все новых и новых эффективных (эффектных) приёмов. Это, можно сказать, в некотором роде уже сродни искусству.


Выбор материала (сырья), используя которое ставится задача получить имитацию полированного камня, влечет за собой определенные ограничения на физические, химические и механические свойства получаемых изделий или покрытий. В основном, вплоть до второй половины 20-го века, за основу вяжущего мастера Скальолы брали гипс.


Однако гипс имеет свой ряд технических недостатков. Во-первых, гипс после схватывания остаётся не стойким к воде. Он в ней растворим. Этот процесс медленный, но вполне ощутимый, чтобы озадачиться вопросами защиты гипса от воды. Во-вторых, кристаллическая решётка гипса такова, что даже при достижении с помощью тех или иных приемов высоких показателей его твёрдости и прочности на сжатие (можно достичь прочность на сжатие порядка 450 кг/см2, а иногда и до 600 кг/см2), он остаётся не очень прочным к истиранию, сдвигу и исцарапыванию.


Поэтому гипс всячески модифицировали. Помимо подбора гранулометрии наполнителя, которая снимала напряжения в застывающем материале, шла борьба за повышение прочности и борьба за повышение стойкости к воде. В вопросах стойкости к воде шли тремя путями, точно так, как и с Магнезиальными вяжущими (Цемент Сореля, на базе которых с конца 19-го века, вплоть до середины 20-го века, традиционно изготавливались высокопрочные непылящие полы на текстильных предприятиях – т.н. ксилолитовые полы).


Первый путь – это повышение плотности, снижение пористости изделия или покрытия. Повышение плотности и снижение пористости заметно улучшает картину стойкости к воде ввиду того, что снижается площадь раздела фаз между водорастворимым связующим и водой. В результате медленный процесс вымывания водой связующего вещества еще больше замедляется. Для этого раньше использовался подбор наполнителей и введение клеевых составов. Клеевые составы пластифицировали смесь и давали некоторые возможности для разных приемов создания расцветки, повышали прочность на разрыв, меняли трудоёмкость шлифования и полирования поверхности Скальолы.


Второй путь – гидрофобизация поверхности изделий или покрытий. В первую очередь, этого достигали пропитками и напитками поверхности различными восками и другими мастиками. Сейчас для этих целей могут применять разные современные гидрофобизаторы, вводить гидрофобизирующие добавки на основе кремнийорганики прямо в замес, чтобы получать гидрофобное в объеме покрытие или изделие. Нанесение восков или иной мастики на поверхность Скальолы не только защищает ее от воды, но и даёт некоторые возможности по упрощению полировки, достижения блеска поверхности.


Третий путь – нанесение защитного покрытия в виде уже не мастики (воска), а в виде лака. При этом лак неизбежно повышает прочность поверхности за счет пропитки. Раньше водостойкие лаки были в основном на базе высыхающих масел, или на основе Шеллака. Да, Шеллак тоже водостойкий, если хорошо выдержана технология и время экспозиции…


В конце 19-го века, начале 20-го, когда шел своего рода бум в области поиска новых цементов для строительства… Формально говоря, цемент, это не только привычный нам «обычный» цемент, который на поверку именно Портленд Цемент, но и гипс (алебастр), и известь, и магнезиты, и глинозём (глиноземные цементы), и шлаки, и многое другое – все это цементы. Тогда был создан целый ряд новых цементов, таких, как Цемент Кина. Это был цемент, получаемый из гипса, который пропитывался квасцами, а затем наново обжигался и размалывался. Цемент Кина при затворении водой с квасцами давал более плотный материал, более прочный и более стойкий к воде. Скальола на таком цементе уже больше подходила для применения ее в устройстве полов, так как напольные покрытия переносят несравнимо более жёсткие условия эксплуатации, чем стены и чисто декоративные изделия. Скальола на основе этого вяжущего, иногда называется Американской Скальолой.


Сейчас, когда люди работают в технике Скальола, у них гораздо больше возможностей по выбору «химического состава». Даже работая на основе гипса, можно использовать достижения химпромышленности 90-х годов 20-го века и добиваться очень плотных структур гипсового камня и высоких прочностных характеристик за счет введения гиперпластификаторов поликарбоксилатного типа, применения современных модифицирующие добавок, структурирования на основе микрокремнезема, и т.д. и т.п.


Кроме того, можно работать на современных цементах, полимерцементах…


Всем известная ныне тематика агломератного камня в некоторых случаях тоже работает в технике Скальола. Общепринятый агломератный камень представляет собой изначально склеенный смолой (обычно полиэфиры) бой и отходы камнеобработки. Такие склеенные блоки на камнеобрабатывающих заводах распиливаются на слябы (слэбы), шлифуются, полируются и т.д. Иногда агломератный камень состоит из мелко дробленного камня, и при отливке в блоки замешивается в тот или иной неравномерный окрас. Это может быть окрашивание самой смолы, это может быть применение разных цветов каменного наполнителя. В итоге получаются разные весьма интересные расцветки, которые воспринимаются человеком именно как какой-то рисунок натурального камня… Это тоже Скальола, в качестве вяжущего которой выступает полимер. С точки зрения бетоноведения это класс т.н. Полимербетонов.


Давайте вернём к изначально поднятым вопросам: что такое Скальола, из чего ее делают, где ее применяли, применяют и могут применять, что такое настоящая скальола?…


Приведу аналогию. Аналогию с музыкой и музыкальными инструментами, точнее с роялями.


Современный рояль по своей конструкции принципиально отличается от рояля начала 19-го века, от того рояля, на котором, например, работал Бетховен или Шопен. Главное конструкционное отличие не в том, из какого материала он сделан (менялась древесина и тип деревообработки, менялась химия, менялся металл), а именно в механике инструмента. Современный рояль – это рояль с так называемой двойной репетицией. Это инструмент, который позволяет настоящему виртуозу в большей степени проявить свое мастерство, это более высокая скорость и более широкие возможности интонировки звукоизвлечения. Современный механизм рояля позволяет молоточку, бьющему по струнам, быстрее вернуться в позицию, из которой он снова может получить «команду» от своей клавиши – «команду» ударить по струне. Значит ли это, что современный рояль не настоящий, или это все же настоящий рояль, но просто конструкция современного рояля использует более прогрессивные решения в области механики (строго говоря, и в области акустики, и в области материаловедения)? Да, это не такой рояль, как рояль Pleyel, на котором работал Шопен, и которые он рекламировал. Но у меня язык не повернётся сказать, что современный концертный рояль фирмы Steinway&Sons – рояль не настоящий. Да, можно сказать, что это не антиквариат, можно даже назвать это новоделом. Но это настоящий рояль.


Так же и со Скальолой. Скальола – это техника получения искусственного «рукотворного» камня. Делать искусственный камень в технике Скальола можно из любых материалов, которые только могут быть для этого применимы. И всегда это будет настоящая Скальола.


Где применять?

Если речь идет о реставрации, то почти всегда реставрировать старую Скальолу нужно если не с помощью достоверно восстановленной рецептуры, которая применялась изначально, то хотя бы на сходном классе вяжущих веществ, наполнителей и пигментов. В противном случае реставрация не восстановит (не воссоздаст), а покалечит то изделие, или покрытие, которое реставрируется.


А вот когда речь идет о создании нового изделия или покрытия, то выбирать саму технологию (выбор связующего, наполнителей и т.д.) следует с учетом реального техзадания, с учетом того, в каких условиях изделие или покрытие будет эксплуатироваться… Какие температуры, градиент температуры по времени и пространству, какие механические статические и динамические нагрузки, какие агрессивные среды при каких температурах и какой концентрации будут взаимодействовать с изделием или покрытием, какие типы излучения и т.д. Современные материалы позволяют делать Скальолу стойкую к кислотам, щелочам, воде, солями, ГСМ (горюче-смазочным материалам), более стойкую к ударам, или более стойкую к истиранию, или более стойку к … и т.д. и т.п.


Поэтому современная Скальола может найти себе применение и в полах, и в ступенях, и в мойка, и в бассейнах, в отделке (облицовке) любых архитектурных поверхностей интерьера и экстерьера, в производстве мебели, сантехники, художественно-декоративных изделиях и т.д.


Скальола, именно настоящая Скальола – это просто. Настоящая Скальолаб-это красивый искусственный камень, который сделал человек.