Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Зарегистрировать домен .RU/.РФ за 140 рублей

Полы, Стены и изделия из искусственного камня в технике Scagliola

Что такое SCAGLIOLA, откуда это все появилось...

 

«Архитектура — это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка». Философ Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг

«Поверхность - это душа пространства». Ле Корбюзье.

«Архитектура заключается в том, чтобы превратить дешёвый камень в камень из чистого золота». Алвар Аалто

Scagliola или оселковый мрамор.


«Коллеги, а расскажите что-нибудь про скальолу?» -

вопрос на форуме дизайнеров интерьеров.


Итальянское слово scagliola произносится мягко, без g - скальола, звучит мелодично и чудится в нем нечто музыкальное, из прошлого, поющее голосами виолы, лютни или чембало под высокими расписными сводами дворцов, палаццо, средиземноморских вил, как эхо давних времен… Вот, только скальола термин не из области музыки, но с высоким искусством он связан неразрывно. Скальола это особый вид штукатурки применявшейся в строительстве в разные исторические периоды. Она заменяет применение натурального камня в облицовке различных архитектурных поверхностей, а также моделирует художественную инкрустацию из мрамора и полудрагоценных камней.

История применения штукатурных смесей подражающих каменной облицовке берет начало в античности. Такую отделку широко использовали наряду с дорогими материалами как мрамор, травертин, брекчия и гранит. Доказательством того служат археологические находки, например в Помпеях. До наших дней даже дошли рецепты производства подобных смесей, в работах того же Витрувия (1-й век до н.э.), самого знаменитого архитектора древнего Рима.

В новом виде технология возродилась в Италии, в 16-17 веках. Ее изобретателем считается Гвидо Фасси из города Карпи, в Эмилия-Романья на севере Италии (область Модена). Работы его учеников и последователей, Анибале Гриффони (1619-1679) и Джовани Гавигнани (1615/1632-1680), получили большое признание у современников. Эти мастера и художники основали свои школы, воспитав целую плеяду мастеров, а город Карпи надолго стал столицей этого ремесла. Здесь в технике скальола создавались великолепные алтари и фасады церквей, а также изготавливались, небольшие картины, панно, полки и столешницы, декоративные вставки для мебели, шкатулки. В 18 веке пальма первенства в этом ремесле перешла к Флоренции и вскоре скальола распространилась по всей территории Италии и Европы, особенно в Баварии и Англии.

Что же до названия, то полагают, что оно происходит от слова «scalgia» (чешуя) - местного названия одной из форм известняка (прозрачного гипса) добываемого в итальянских Альпах. Другие названия этого минерала, данные ему в разное время: кристалл гипса, ослиное зеркало, слюда, масляное стекло, лунный камень, селенит, говорят о главной его особенности. После полировки его поверхность блестит и переливается словно шелк. В свое время римляне облицовывали этим камнем стены Цирка Массимо, чтобы придать им благородную белизну.

Мука из этого минерала стала основным компонентом штукатурной смеси скальола. Не случайно самые ранние барочные изделия в технике скальола, выполняли только в черно-белой гамме. Мастера сполна использовали оптический эффект создаваемый наполнителем. С развитием техники скальола стала полихромной. Использование природных глин (земляных пигментов) высокого качества, позволяло получать яркие оттенки красного, желтого и пурпурного цвета, а мастерство «мeschia», смешивания и нанесения цветного каменного теста и секреты полировки изделия стали настоящей «алхимией».

Во Флоренции искусство скальолы было доведено до совершенства, главным образом благодаря монаху Ордена Валломброза Энрико Хугфорду (1695-1771). «Там, где другие сумели использовать скальолу, чтобы всего лишь имитировать цвет и текстуру мрамора или просто забавные рисунки, он, совершенствуя ее полировкой, стал использовать ее в живописи, дабы изобразить то, что с помощью кисти получалось нечетким и размытым» (Литературные Новеллы, 1771).

В конце девятнадцатого и начале двадцатого века штукатурка подобная скальоле очень широко использовалась в Соединенных Штатах. Ее называют «американской скальолой» или «мареццо Скальола».


В России скальола получила название - Оселковый мрамор. Своим названием он обязан оселку шлифовальному камню, которым производилась шлифовка и полировка. Внедрение итальянской технологии устройства искусственного мрамора в российскую культуру осуществил Джакомо Кваренги. Он умел покрывать декором, и большие, и маленькие поверхности со сложной конфигурацией. Искусственный мрамор Д. Кваренги имел эффектные рисунки и широкую цветовую гамму.

С оселковым мрамором работали великие зодчие, строители Питербурга: Баженов, Камерон, , Монферан, Растрелли, Стасов, Росси и другие мастера. Можно совершить увлекательное и очень полезное с профессиональной точки зрения путешествие, посетив отечественные памятники архитектуры Питербурга, Москвы, и других городов, где сохранилась или воссоздана отделка оселковым мрамором, чтобы собственными глазами увидеть прикоснутся рукой, «почувствовать» этот материал.

Только в Мраморном дворце в Питербурге оселковый мрамор составляет около 30-40% облицовки. Настоящей энциклопедией искусственного мрамора является императорский дворец в Павловске. Великолепно использовался оселковый мрамор в архитектурных композициях Английского дворца в Петергофе, Александрийского дворца в г. Пушкине, Камероновой галерее в Царском селе, колонны, пилястры, фризы и стены Главного Штаба, Михайловского и Елагинского дворцов. Оселковый мрамор можно увидеть не только в дворцах и особняках Питера и Москвы, но и в других городах. Например, собор Св Владимира в Севастополе.

На примере скальолы, оселкового мрамора мы наблюдаем, исключительный случай, когда нехитрое ремесло штукатура переросло в ранг искусства, но теперь должны признать, что сегодня она интересна нам не только как историческая реконструкция. Эта техника может быть актуальна и в мире современных технологий.